Рокский тоннель – автодорожный тоннель через Главный Кавказский хребет на Рокском перевале под горой Сохс между Северной и Южной Осетией на 93-м км Транскавказской магистрали. Протяженность тоннеля составляет 3730 м, протяженность технической штольни – 3805 м. Тоннель расположен на высоте более 2 км над уровнем моря, причем северный портал – на высоте 2040 м над уровнем моря, южный – 2112 метров.
Реконструкция тоннеля:
Начало работ – 1 декабря 2010 г.
Окончание работ – 11 июля 2012 г. (первый этап), 20 декабря 2012 г. (второй этап), октябрь 2015 г. (третий этап).
Работы по реконструкции Рокского тоннеля начались в 2010-м году. Реконструкция предусматривает три этапа. Первый этап: реконструкция штольни – перепроходка с увеличением сечения с 13 до 26 квадратных метров для пропуска легкового и грузового автотранспорта, монтаж инженерных коммуникаций, необходимых для безопасного пропуска транспортных средств по штольне в период проведения работ, устройство припортальных площадок. Открытие движения автотранспорта по штольне в одностороннем порядке, по реверсивному графику.
Реверсивное движение. Фото: СК МОСТ.
При реконструкции тоннеля дорожниками применялась современная техника: буровые установки, горные комбайны. Возведение тоннеля осуществлялось горным способом с применением проходческих комбайнов и буровзрывным методом. Проходка велась с южного и северного порталов.
Проходка тоннеля. Фото: СК МОСТ.
Официальное открытие движения по тоннелю состоялось в ноябре 2014 года. Несмотря на открытие движения, строители не торопятся покидать объект. Сейчас ведутся работы в многофункциональной штольне, в которой предстоит выполнить постоянную обделку и обустроить инженерные системы. Все работы планируют завершить в 2015 г.
Северный портал.
Сегодня тоннель оборудован новейшей системой вентиляции. А освещает тоннель более 2000 ламп, расположенных с учетом особенностей восприятия света водителями на участках движения. Также в тоннеле установлена система оповещения, телефоны экстренного вызова помощи и более 100 видеокамер.
Тонноль. Фото: СК МОСТ.
Основной причиной реконструкции послужило аварийное состояние тоннеля. Обрушились своды, отсутствовала гидроизоляция. Остро стояла проблема бесперебойного движения между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия. Строительство Рокского тоннеля имеет почти вековую историю. Первоначально строительство началось в 1930 –х годах, но было быстро остановлено и продолжилось лишь в 1970 – х.

Строительство тоннеля. 1981 г.

Тоннель до реконструкции.
Данный тоннель соединяет Россию и Южную Осетию, являясь одним из наиболее важных объектов для всего Кавказского региона.
Сотрудники управления не раз говорили о сложностях работы на данном участке. Ведь это одна из самых опасных трасс России. Самым опасным считается последний участок перед тоннелем, где постоянно можно ожидать сход лавин. Именно поэтому в проекте строительства основным этапом оказалось сооружение противолавинной галереи, протяженностью 63 метра. Новый комплекс инженерных сооружений позволил обезопасить километры Транскама от шести лавинных очагов.

Противолавинная галерея.
Фотогалерея:https://fkukavkaz.ru/gallery/15
Видео:https://fkukavkaz.ru/news2/2