Федеральное казенное учреждение
«Управление федеральных автомобильных
дорог «Кавказ» Федерального Дорожного Агентства»


РОСАВТОДОР



 

Новости


"Движение – это жизнь"


В честь настоящего мужского праздника 23 февраля - Дня защитника Отечества в ФКУ Упрдор "Кавказ" поздравили ветеранов и всех мужчин дорожников. Многие из этих сотрудников целиком посвятили свою жизнь дорогам, проработав в управлении не один десяток лет. Одним из таких сотрудников является Виктор Марченко. В этом году он отметит 30-летие своей дорожной деятельности в управлении дорог "Кавказ". В интервью Виктор Алексеевич рассказал нам о начале своей карьеры в Упрдоре, семье и планах на будущее. 

«Железная дорога рядом с родительским домом, запах деревянных пропитанных шпал, а далее большой луг и небольшая речка.  Стук колес часто проходящих железнодорожных составов с углем и различным оборудованием напоминает о развитой промышленности родного края: шахты, металлургические заводы, химическая промышленность и машиностроение. Другая сторона местности – возвышенные холмы, переходящие в бескрайние степи. Я часто любил подниматься на холмы и смотреть на открывающийся ландшафт, где виднеются вдали города Горловка, Дзержинск, Артем с терриконами шахт, треугольными формами схожие с древними пирамидами. Эти непередаваемые ощущения запаха своей родной местности, когда ты словно един с природой, а вся городская промышленная суета где-то там, вдали.  Всматриваясь вдаль, долго размышлял и понял, чтобы познать мир и найти свое место в жизни нужно двигаться, искать», - бесценные воспоминания о доме и семье Виктора Алексеевича Марченко.
Родился он 12 октября 1948 года, Донбасс, Украина. С раннего детства был приучен к труду, всю жизнь его влекла техника, машины и огромное желание всегда быть в пути, познавать новое, неизведанное. Сегодня, он почетный дорожник, грамотный инженер и заслуженный работник Управления федеральных автомобильных дорог «Кавказ». На его счету десятки реализованных проектов и сотни километров новых автомобильных дорог.  


- Виктор Алексеевич, почему автомобильные дороги?
- Наверное, это все тяга к движению. Прокладывая дороги, это путь вперед, они всегда ассоциировались для меня с чем-то необъятным, связующим. Дорожная сеть соединяет поселки, города и страны. Соединяет нас с близкими и родными людьми. Я всегда мечтал, что транспортная сеть, будь это железнодорожная или автомобильная, или даже авиа, что-то из этого станет частью моей жизни. И вот, после школы, в 1966 году я поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт. Отучился пять лет, с отличием защитил дипломный проект и получил квалификацию инженера путей сообщения по специальности «Автомобильные дороги».

- С чего же началась ваша профессиональная дорога?
- Хорошо помню первые шаги в своей будущей профессии. Это небольшой провинциальный город Сатка в Челябинской области, где размещался прорабский участок строящейся автомобильной дороги «Уфа-Челябинск», головное управление тогда осталось далеко позади, в городе Златоусте. Жилье барачного типа, без каких-либо удобств, правда, дров для отопления было в избытке. Ведь трасса проходила по таежной местности Южного Урала. Сейчас это М-5 «Урал», а тогда это называлось частью транспортной артерии Москва – Владивосток, которая является одной из старейших в стране.  Работал непосредственно на дороге, выезжал на строящуюся трассу в вахтовых грузовых автомобилях и видел тяжелый труд дорожников, которые каждый на своем уровне делают общее дело.  А трудности, как известно, существуют, чтобы их преодолевать. Наверное, именно после завершения данного объекта мой интерес к автомобильным дорогам только возрос.  Понял, на что я способен, и каких навыков, и знаний мне еще не хватает.

- А что было после Урала?
- После – Западная Сибирь, Тюменская область. Тогда в стране особое внимание уделялось разработке новым нефтяным месторождениям. Работали на постоянной основе и вахтовым методом. Порой приходилось целый день в транспорте проводить, чтобы добраться до работы или дома. Вспоминаю Новоаганск, Радужный, Нижневартовск, озеро Самотлор, до сих пор помню шум от лопастей вертолета и двигателей катеров речного флота, автозимники, неровности на автодорогах, покрытых железобетонными плитами, ведь в то время еще не было асфальтобетонного покрытия. А перейдя на вахтовый метод работы, вспоминаю частые авиаперелеты на «Большую Землю» и обратно. Впечатлений, конечно, осталось множество. Было все, и юморные ситуации, и трагедии. Тяжелые трудовые будни и насыщенные выходные, когда оставалось время для познания природы и окружающей местности с населением Ханты-Мансийского национального округа. Несмотря на то, что зима там достаточно длительная и холодная, нам дорожникам было проще пробивать трассы по таежной и болотистой местности, а осень, лето и весна пролетали, словно один день. Конечно, словами невозможно передать все величие просторов Сибири, и всех впечатлений. Да и не задумывались тогда, что когда-то эти воспоминания будут бесценны. Молодость.

-  Виктор Алексеевич, а как же Кавказ, что привело вас сюда?
- Конечно, дороги! Что же еще! Но, а если серьезно, у каждого из нас своя дорога в жизни. И мой жизненный путь однажды пересекся с Кавказом, вот так и остался, на Государственных, а потом Федеральных автомобильных дорогах Северного Кавказа, и эти же жизненные пути-дороги привели на проживания в солнечный Кисловодск.  

- И здесь дороги?
- Здесь не просто дороги, Регион обязывает иметь хорошие автодороги, которые связывают многие национальности Северного Кавказа, а подъезд к городам Кавказских минеральных вод должен соответствовать требованиям удобства и безопасности движения. Моя «визитная карточка» здесь - это автодорога «Минеральные Воды – Кисловодск».  Помню все, до мельчайших подробностей. Пришел в наше Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» 1-го сентября 1986 года, раньше, правда, другое название было, и «Северо Кавказские автодороги» и «Ордена знак почета…» и другие, но задачи перед нами оставались прежние: нормативное содержание и развитие сети подведомственных автодорог, включая реконструкцию и строительство новых участков. За время моей работы в управлении, а в этом году будет уже юбилей - 30 лет, сменилось многое. Изменения происходили и в составе, сменилось несколько руководителей, обновился коллектив. Но главным в нашем управлении всегда была – цель. Нас всегда объединяло общее дело – наши автомобильные дороги. Независимо от года и политического режима в стране, мы строили и продолжаем строить, соединяя дорогами жизни и судьбы людей. Так и тогда, в 80-х и 90-х годах прошлого столетия я строил «Минеральные Воды – Кисловодск» и знал, что эта дорога нам необходима!

- С чего началось строительство?
- Строительство, наверное, всегда начинается с идеи, предложений, необходимости и возможностей. Тогда все сошлось. Была острая необходимость разгрузить уже имеющиеся трассы в регионе. Кроме того, в Минеральных Водах расположен международный Аэропорт, и дорога к нему была весьма неудобна для жителей соседних городов. Тогда и решили. Будем строить!

- С какими трудностями пришлось столкнуться и что при строительстве запомнилось больше всего?
- Бетонка! Да, тогда мало кто так строил, мы были первопроходцами в нашем регионе.  Цементобетонное монолитное покрытие, толщиной 22 см, выполнялось сразу на всю ширину проезжей части комплектом специализированных механизмов. А это накладывало определенные трудности в подготовке основания, транспортировке, укладке и уходу за свежеуложенным бетонным покрытием. В то время важнейшие строительные объекты Ставрополья были на контроле крайкома партии, который при поддержке Правительства страны, контролировал ход проводимых нами дорожных работ. Порой было страшно, вдруг ошибка. Многие, наверное, сразу подумали о том, что, если ошибся – накажут. Нет, дело в совести. Если ошибся – сам себя наказал. Ведь от качественных дорожных работ зависит в первую очередь безопасность водителей и пассажиров автотранспорта. Так было всегда и так должно быть. Дорожники несут ответственность за жизни людей на дорогах, поэтому качество и безопасность являются неотъемлемой частью нашей работы.  

- Трасса должна была связать все города края между собой, так ведь?
- Да, именно это и легло в основу идеи строительства. Все рабочие строили с энтузиазмом, как бы трудно не было. А иногда, было очень тяжело: техники не хватало, материал приходилось ждать часами под палящим солнцем, а сколько работы приходилось делать вручную. Это сейчас машина все разравняет, да померяет, тогда приходилось самим доступными методами определять технические параметры и качественные показатели. Но знаешь, что самое бесценное?  То желание достроить, то стремление довести начатое до конца! Понимание, что если не я, то кто тогда. Эти ощущения были настолько неизмеримы и непередаваемы, и только лишь светящиеся лица рабочих и улыбка при сдаче очередного участка объекта, могли передать те мгновения.

- 30 лет, десятки объектов и в основном строительство новых автодорог, и все они сохранились в памяти?
- Каждый объект, это маленькая жизнь. Некий этап. Однажды я по-особенному, по-своему понял значение слов «Движение – это жизнь». Представь, как это звучит, как романтично и в то же время многофункционально, особенно для дорожника. Всю жизнь мы что-то делаем, каждый день, месяц, год, поступок – это наша жизнь, наше движение. И каждый объект, к которому я был причастен, я помню так, словно это было вчера. Вот только мы начали реконструкцию М-29 «Кавказ», «Подъезд к г. Ставрополю», транспортную развязку у горы Кинжал, строительство «Обход г. Буденновска», «Обход п. Иноземцево» или «Обход г. Владикавказа», а вот еще восстановление мостового перехода через реку Баксан, разрушенного в паводковый период 2002-го года. В памяти сохранилось все. А совсем недавно, в конце 2015-го года, завершено строительство нового участка автомобильной дороги в обход г. Пятигорска, который в продолжении завершит обход озера Тамбукан.
 
- Думаю наград дорожных у вас много.
- Да. Есть такое дело, но в основном грамоты. Наград самих не так много, но каждая из них очень значима. Есть награды от губернатора Ставропольского края, администрации Кавминвод. Получил звание почетного дорожника, заслуженного работника дорожной отрасли, значки различные есть за заслуги. Министр транспорта России присвоил звание почетного работника транспорта РФ и лично вручил соответствующую награду. Помню, в 2002 мне подарили часы памятные от Росавтодора, нашего центрального управления, так вот они до сих пор новые, на праздники только достаю. Берегу их. В прошлом году тоже награду получил от Росавтодора. На празднике «Дня дорожника» руководитель наш Руслан Абдулвахиевич Лечхаджиев вручил мне памятный знак Росавтодора. Здорово осознавать, что твою работу ценят и что все, что ты делаешь, это все для людей.

- Виктор Алексеевич, а как же семья дети?
- Сейчас есть даже внуки! Внучки Лиза, Лана, Вероника и один внук Никита!

- Как вы познакомились с женой?
- Жена кстати тоже дорожница. Познакомились мы еще в институте, и в 1971 году сыграли студенческую свадьбу. Вырастили двоих замечательных детей, дочь Елену и сына Женю. Сейчас они живут отдельно, у каждого своя семья. Вот сын, например, свою жизнь тоже решил с дорогами связать, видно у нас это семейное. Хотя и работа его значительно отличается от моей, он больше с лабораторными делами связан, но все равно – дорожник.


С женой Галиной.

- На самом деле, кажется дороги и движения – это действительно ваше…  Что еще?
- Знаешь, я люблю землю. Не так чтоб прям большой, двор скорее и маленький сад. Люблю все делать сам, что-то строить, мастерить. На самом деле, это интересно, когда ты своими руками создаешь, придумываешь. А главное результат, оказывается свое оно и лучше. Да и животных, кстати, очень люблю. У нас сейчас две кошки и собака дома живут. Так здорово, когда только к дому подъезжаешь, а они уже на «стреме» уже бегут. Сядут у дверей машины и так преданно встречают. Еще люблю читать, чтение, наверное, одно из самых любимых хобби. Больше всего мне нравятся книги «ЖЗЛ», это жизнь замечательных людей. Люблю смотреть телепередачи о людях, известных и мало известных, их судьбы и жизненные пути. Сейчас по каналу «Культура» есть передача «Линия жизни», мне нравится эта серия. Конечно, без новостей и политики не обойтись. Особенно разносторонние выступления знающих людей в политических передачах по телевидению люблю смотреть, и тогда вырабатывается собственное мнение по тому или иному вопросу. Пытаюсь «как бы прочесть между строк» и прогнозировать будущее. Особенно меня волнуют события на моей Родине, которую я регулярно посещал, а сейчас не могу выехать, и поклонится месту захоронения своих родителей.

- Виктор Алексеевич, ваша родина Донбасс, насколько я знаю, там живет ваш родной брат, да и детство прошло там. Это ваш отчий дом, что еще для вас Донбасс?
-  Детство, природа, родители и первые трудовые шаги.  В памяти навсегда останется та красивейшая холмистая местность, маленькая речушка. Зимой она разливалась и замерзала, образуя большое ледовое поле, где мы вдоволь могли накататься на коньках и поиграть в хоккей.  Время казалось, замирало на месте. Хотя и запах у нас там был специфический. Много промышленности, металл, уголь, железнодорожные составы. Воздух был пропитан производством. Но это не мешало наслаждаться детством. Помню, как с братом ждали родителей с работы, а их завод располагался в поселке Новгородск города Дзержинска, и они ездили туда на электричке. Я тоже старшие школьные классы заканчивал там же и ездил в школу на электричке зимой, а весной-осенью на велосипеде.  А это около 10 километров, тогда видимо и зародилась эта тяга к движению. Несмотря на то, что сразу после школы я уехал поступать в ВУЗ, Донбасс все равно остался для меня домом, тем местом, где прошли самые беззаботные и драгоценные годы моей жизни.

-Виктор Алексеевич, благодарю за приятную беседу! Желаю вам дальнейших творческих успехов, успехов в работе и новых побед! 


 Марченко В.А. - главный судья на конкурсе профмастерства "Лечший по профессии 2015". 

 Пресс-служба ФКУ "Упрдор" Кавказ 







Просмотров: 162

20 февраля 2016 года
Сотрудники ФКУ «Кавказ» поздравили ветеранов ВОВ и заслуженных работников дорожной отрасли с 23 февраля
3 марта 2016 года
Поздравление начальника ФКУ Упрдор "Кавказ" Руслана Лечхаджиева с 8 Марта



Разработка сайта: дизайн студия Артемия Аверина